Как проверить коэффициент безаварийности для полиса осаго в 2019 году

Как проверить КБМ по базе РСА в 2019 году

Перед покупкой полиса ОСАГО каждый автомобилист должен узнать свой коэффициент бонус-малус (КБМ).

Проверить КБМ можно самостоятельно, воспользовавшись специальной таблицей, введя необходимые данные в онлайн-форму на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) или на другом интернет-ресурсе.

Процедура занимает считаные минуты. Узнав свой коэффициент, водитель определит, во сколько ему обойдётся страховка на следующий год.

Что такое КБМ

Некоторые граждане не знают, но коэффициент бонус-малус не является составной частью полиса ОСАГО. Поэтому искать в страховке какой-либо дополнительный документ с таблицей – напрасная трата времени.

Относительно того, что такое в ОСАГО КБМ, то ответом такой – это индивидуальная величина, определяемая для каждого водителя на основании его опыта управления автомобилем. С другой стороны, если назвать коэффициент бонус-малус системой скидок за аккуратную безаварийную езду, то и это не будет ошибкой.

Уменьшение КБМ происходит на основании оценки следующих условий:

  • срок водительского стажа без ДТП;
  • минимальное число страховых случаев;
  • количество лет, в течение которых оформлялся полис.

По результату определения КБМ производится уменьшение стоимости или, наоборот, наценка при покупке ОСАГО.

Для чего нужен

Коэффициент бонус-малус необходим не только компании, которая выдаёт полис, но и водителю. Для владельца автомобиля наличие низкого КБМ предоставляет скидку при покупке ОСАГО.

Страховщик, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы среди его клиентов было больше аккуратных водителей, которые не попадают в дорожно-транспортные происшествия.

Ради этого они готовы давать значительные скидки при оформлении полиса ОСАГО.

Объясняется такая щедрость тем, что если происходит ДТП, то страховой компании придётся выплатить сумму, которая во много раз превышает стоимость полиса. Поэтому для того водителя, чьи действия ранее не становились причиной аварии, цена ОСАГО будет выше, чем для виновника ДТП. Если за последние годы у автомобилиста было несколько аварий, то цена покупки ОСАГО ещё больше возрастает.

Класс КБМ по ОСАГО

При обращении в страховую компанию гражданин должен предъявить целый ряд документов, начиная от своего паспорта и заканчивая талоном техосмотра. Однако информацию о текущем коэффициенте бонус-малус при оформлении полиса предоставлять не нужно. Эти сведения сотрудник страховой компании выяснит самостоятельно.

Если гражданина интересует, как узнать класс бонус-малус, он может воспользоваться следующей таблицей.

Класс водителя КБМ Класс, который будет присвоен водителю через год после покупки ОСАГО на основании количества ДТП, произошедших в течение действия ранее оформленных полисов страхования
ДТП не было 1 авария 2 аварии 3 аварии 4 и более аварий
М 2,45 М М М М
2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Приведенная здесь таблица КБМ в 2019 году не подверглась изменениям. Поэтому её можно будет использовать и в следующем страховом периоде.

Если водитель ещё не умеет определять свой коэффициент бонус-малус по таблице, то цифры и буквы в ячейках у него могут вызвать недоумение. Однако «читать» таблицу очень легко. Если водитель ранее не покупал ОСАГО, ему присваивается класс 3 и КБМ 1. Что это значит?

Первый коэффициент (1) – это 100% стоимости страхового полиса. Если в течение 12 месяцев по вине водителя не происходит никаких ДТП, ему будет присвоен 4 класс.

Обратите внимание

Посмотрев в таблицу, мы определим, что теперь цена полиса ОСАГО составляет 95% от полной стоимости. Ещё через год безаварийной езды водитель получит класс 5.

Цена страховки для него уменьшится уже на 10% и составит 90% от номинала (КБМ 0,90).

Если же за период действия полиса ОСАГО по вине водителя произойдёт авария, то на следующий год ему будет присвоен не четвертый класс, а опять первый. Соответственно, вместо цены в 95% стоимость полиса возрастёт до 155% (коэффициент 1,55).

Если в течение страхового года по вине водителя произошло две аварии, то он получает класс М. Это означает, что этот автомобилист в следующем году будет вынужден платить максимальную стоимость полиса – 255% от номинальной цены (КБМ 2,55).

Как узнать класс водителя после 15 лет страхового стажа? Первый столбик таблицы имеет всего 13 ячеек. Если гражданин все эти годы покупал страховой полис и не совершил ни одной аварии, то коэффициент рассчитывается именно по этой ячейке. Следовательно, цена полиса будет составлять всего 50% от номинала (КБМ 0,50).

Максимальный коэффициент

Если внимательно посмотреть на таблицу, в ней можно увидеть, что буква М присутствует практически во всех классах. Она обозначает максимальный КБМ по ОСАГО. Этот коэффициент присваивается «проблемным» водителям, которые неоднократно совершали ДТП. Поскольку такие клиенты для страховой компании крайне невыгодны, стоимость полиса ОСАГО для них составляет 255% от номинала (КБМ 2,55).

Как правильно рассчитать

Точный расчет стоимости страховки зависит не только от коэффициента бонус-малус, но и от состояния автомобиля, а также целого ряда других факторов.

Для начала водителю необходимо узнать полную цену полиса ОСАГО исходя из года выпуска, модели, региона регистрации и технических параметров транспортного средства.

Это можно сделать при личном обращении к страховщику, попросив о консультации по телефону или воспользовавшись онлайн-формой на сайте этой фирмы. Обычно цена ОСАГО для физических лиц в 2019 году составляет от 4000 до 15000 рублей.

Узнав точную стоимость полиса, можно рассчитать скидку с учетом КБМ на обычном калькуляторе. Для этого нужно применить к цене ОСАГО понижающий или повышающий коэффициент. Процент скидки умножается на полную стоимость полиса. Затем получаем необходимый результат с точностью до рубля.

Проверка по базе РСА

Узнать свой коэффициент бонус-малус можно не только при помощи таблицы, но и воспользовавшись автоматизированной системой Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Этот способ наверняка понравится тем гражданам, кто не хочет тратить время на изучение методики подсчета классов и скидок.

Чтобы проверить КБМ по базе РСА в режиме онлайн, необходимо зайти на официальный сайт этой организации. После авторизации с главной страницы будет видна ссылка в раздел расчета коэффициента бонус-малус. Аналогичную информацию можно получить не только через официальный сайт РСА, но и на некоторых других интернет-ресурсах, однако здесь это делать удобнее и быстрее.

Важно

Проверка КБМ водителей осуществляется путём подачи сведений в онлайн-форму. Запрос включает в себя информацию о регионе проживания автовладельца, марки, года выпуска и технических характеристик ТС. Ответ будет выдан незамедлительно.

База данных РСА предоставляет возможность также проверить скидку по ОСАГО. Для этого имеется специальная ссылка с главной страницы.

Неверный КБМ

Несмотря на то, что АИС РСА позволяет проверить данные максимально быстро, иногда в ответе может произойти ошибка. Например, водитель, который никогда не попадал в аварии, вдруг обнаруживает, что ему был начислен повышающий коэффициент бонус-малус.

И хотя подобные ошибки встречаются крайне редко, их не стоит исключать. Возможно, сотрудник страховой компании, оформляя ОСАГО, где-то допустил неточность. Или информация о предыдущем полисе не была внесена в базу данных. Иногда путаница происходит, если в страховку вписаны несколько водителей, один из которых совершил ДТП.

При обнаружении неправильных данных, касающихся КБМ, гражданину необходимо обратиться с письменным заявлением в фирму, выдавшую полис ОСАГО.

Некоторые страховщики допускают подачу жалобы через свой сайт, другие – только при личном обращении в ближайший филиал компании.

Вместе с заявлением необходимо быть готовым предъявить паспорт, страховку, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации авто, талон техосмотра.

Процедура восстановления

В случае ликвидации компании, в которой оформлялся полис ОСАГО, Российский союз автостраховщиков допускает восстановление КБМ. Эта процедура необходима, чтобы класс водителя не обнулился. Ведь при его определении учитываются только те годы, когда автомобилист исправно приобретал страховку.

Для восстановления необходимо обратиться с соответствующим заявлением в региональное отделение РСА. К тексту обращения обязательно следует приложить копию страхового полиса, который не был учтен при определении КБМ, а также ряд сопутствующих документов. После рассмотрения поданного обращения в течение 30 дней гражданину будет дан письменный ответ.

Можно ли сохранить скидку при ДТП

Стоимость полиса обязательного автострахования вполне может достигать 10-15 тысяч рублей. Поэтому получить понижающий коэффициент в размере 25-50% бывает очень выгодно. Но что делать, если в течение страхового периода водитель всё же попал в ДТП?

Утверждение, что скидки по ОСАГО автоматически снимаются со всех участников автомобильной аварии, неверно. Снижение коэффициента грозит только виновнику. Потерпевший водитель не получает никаких взысканий. Поэтому вопрос, как меняется КБМ после ДТП, его не касается.

Выводы

Коэффициент бонус-малус призван стимулировать водителей осторожнее вести себя на дороге. Ведь любая авария, подпадающая под действие полиса ОСАГО, моментально станет причиной снижения КБМ. А значит, что на следующий год стоимость страховки существенно возрастет.

Присвоение рейтинга на основании КБМ одновременно является «кнутом и пряником» для водителя. Но наряду со скидками не стоит забывать и о неукоснительном соблюдении правил дорожного движения.

Источник: http://voditel.guru/strahovanie/osago/proverka-kbm

Рассчитать КБМ в 2019 году: 13 классов страхования по таблице

Система КБМ создавалась с двумя главными целями:

  • повышение личной заинтересованности водителей (страхователей) в более аккуратном вождении транспортных средств;
  • учёт индивидуальных рисков каждого водителя (страхователя) в зависимости от истории страховых случаев.

Однако полноценно заработала эта система только спустя почти десять лет.

На сегодняшний день КБМ повсеместно применяется для всех водителей, которые приобретают полис ОСАГО или вписываются в полис третьего лица на территории РФ.

Система действующих скидок применяется по истечении целого календарного года с момента покупки предыдущего полиса. При этом КБМ сохраняется при переходе в другую страховую компанию.

Факторы, влияющие на стоимость полиса ОСАГО

Формула расчёта любого полиса обязательного страхования ОСАГО состоит из определённых составляющих, а именно:

  • базовый тариф (БТ). Его размер установлен на уровне 4118 рублей для легковых транспортных средств и 1579 рублей для мототранспорта;
  • коэффициент мощности двигателя транспортного средства (КМ тс);
  • территориальный коэффициент (ТК тс), установленный согласно месту регистрации владельца транспортного средства (для физических лиц – автовладельцев) и месту регистрации транспортного средства (для юридических лиц – автовладельцев). Данный тариф установлен в 2015 году и имеет различия по территориальной принадлежности: город, мегаполис, деревня, село и прочие населённые пункты. Для легковых авто (кроме прицепов) в среднем по стране он колеблется от 0,6 до 2,1. Интересно, что самый максимальный размер территориального коэффициента документально зафиксирован в Мурманске и Челябинске;
  • коэффициент водительского стажа (КВС). Для молодых людей, только начинающих свой водительский путь, утверждено самое большое значение коэффициента. Это связано с большими рисками, которые начинающие шофёры могут принести, ввиду своей неопытности. Далее КВС приобретает значение единицы и, таким образом, не оказывает влияния на общую стоимость полиса.
  • коэффициент бонус-малус (КБМ). В зависимости от количества аварийных случаев с водителем, ему присваивается понижающий или повышающий коэффициент, или же КБМ равный единице. Он меняет своё значение на 5 процентов в год. А при совершении ДТП все накопленные баллы сгорают.
Читайте также:  Ремонт автомобиля по осаго: особенности, сроки, подводные камни

Таким образом, формула расчёта любого полиса ОСАГО выглядит так произведение всех вышеперечисленных факторов, а именно:

Ст. ОСАГО = БТ * КМ тс *ТК тс * КВС * КБМ

Виды КБМ

Коэффициент БМ применяется только при заключении или внесении изменений в договор обязательного страхования со сроком действия один год. Страхователь имеет право претендовать на получение скидки только при условии, что к началу действия нового полиса истёк срок действия предыдущего полиса, по которому не было аварийных страховых случаев.

Внедрённую систему рейтинга можно разделить на следующие группы:

  • KБM водителя используется в расчётах цены «ограниченного» полиса ОСАГО относительно каждого водителя, которого вписывают в него. При заключении договора и внесения в него нескольких водителей, расчёт производится по результатам «наихудшего» водительского КБМ из всех. Важно, что действующие бонусы-малусы остаются в базе РСА за каждым водителем и не влияют друг на друга, так что при смене автотранспорта каждый из водителей получит свои коэффициенты в неизменном виде;
  • KБM автовладельца автомобиля применяется только при расчёте цены «неограниченного» полиса. Полис считается исходя из коэффициента бонус-малус собственника ТС. Данный вид коэффициента может быть применён только при соблюдении двух условий: предыдущий полис также был без ограничений; в прошлом и новом полисе собственник ТС и само ТС полностью совпадают.

При этом KБM автовладельца может преобразовываться в KБM водителя, но KБM водителя не может стать KБM владельца транспортного средства;

  • KБM начальный определяется для водителя или автовладельца ТС на момент покупки предыдущей страховки. Начальный KБM необходим страховщику (страховой компании) для того, чтобы определить КБМ по вновь заключённому полису в соответствии с действующей таблицей коэффициентов;
  • KБM расчётный — это итоговый коэффициент, который применяется для расчёта конечной стоимости договора автогражданской ответственности.

Таблица КБМ. Расшифровка строк

КБМ таблица представляет собой объединённый формат всех значений КБМ для лиц, допущенных к управлению транспортными средствами в рамках ОСАГО. По ней можно с лёгкостью рассчитать КБМ.

Как вы видите, вся таблица состоит из разделов. В первом левом столбце расписаны классы водителей. Знайте, что водитель, который страхует свою гражданскую ответственность впервые, получает сразу третий класс. Именно он будет отправной точкой в расчёте КБМ. Сам коэффициент малус бонус зашифрован во втором столбце.

Он указан в процентном соотношении. Остальные столбцы соответствуют следующим данным: были ли обращения в страховую компанию в течение страхового периода (года) за выплатами по ДТП, виновником которого был водитель или автовладелец.

Если подобные обращения имели место, то их количество соответствует определённому столбцу (0, 1, 2, 3, 4 количество страховых случаев).

Совет

Конечно же, каждый водитель, может ответить на вопрос: были ли в течение прошлого страхового года дорожные аварии по его вине и каково их количество. Но далеко не каждый шофёр знает, к какому классу страхования он принадлежит. Эту информацию можно узнать в той страховой компании, где заключен договор ОСАГО.

Для этого придётся лично посетить офис и представить свои документы (полис, паспорт, водительские права). Также можно воспользоваться бесплатными онлайн-ресурсами, которых на просторах Интернета предостаточно. Чтобы проверить свой класс КБМ нужно ввести в нужные поля свои личные данные (ФИО и дату рождения), а также реквизиты водительского удостоверения.

Согласно полученным данным, можно рассчитать КБМ.

Для удобства пользования мы изменили таблицу и добавили столбец «Подорожание/скидка», где «П» – подорожание, а «С» – скидка. В нём указано: на сколько процентов будет изменена стоимость полиса. Определение КБМ с данными уточнениями становится более наглядным.

Максимальная скидка (половина стоимости полиса) достигается только в 13-ом классе.

Как такового понятия «рассчитать КБМ по ОСАГО» не существует. КБМ не рассчитывается, а определяется согласно официальной таблице КБМ.

Проверка КБМ на сайте РСА

С начала 2013 года в целях учёта КБМ для всех страховщиков и страхователей стала работать единая автоматизированная информационная система (АИС) РСА.

В данной базе накапливаются и хранятся данные об автовладельцах, автотранспорте, в отношении которых были заключены полисы ОСАГО, а также обо всех страховых случаях с 2011 года. Таким образом и формируется КБМ.

Страховщики при оформлении договора обязаны вносить все данные о ТС и его владельце и воспользоваться данными бонуса-малуса. Если сведений о КБМ нет в АИС РСА, то автоматически КБМ равняется единице.

Несмотря на то, что в сети Интернет можно найти множество сайтов, которые предлагают сервис по проверки коэффициента БМ, единственным официальным ресурсом для этого можно считать сайт РСА. Только сведения, полученные из первоисточника, можно считать полноценно достоверными и правильными.

Чтобы проверить свой бонус или малус, нужно зайти на страницу: Российского союза автостраховщиков. Перед проверкой, нужно согласиться с обработкой персональных данных.

Далее нужно ввести те данные, которые требует программа (ФИО, дата рождения, реквизиты водительских прав), а также нужно выбрать форму собственности транспортного средства (физическое, юридическое лицо) и форму оформления полиса (с ограничением или без него). Проверка займёт несколько минут.

Условия применения КБМ на практике

Самым главным условием получения бонусов (в размере 5 процентов в год) за безаварийную езду является истёкший срок действия предыдущего «безаварийного» полиса «автогражданки».

Если по какой-либо причине водитель не покупал страховку в течение одного года или был вписан в страховку без ограничений, в то же самое время, не страхуясь в качестве автовладельца, то его коэффициент БМ автоматически «слетает» до единицы. Именно по этим причинам у многих автомобилистов пропадает их скидка.

Чтобы не упустить свою выгоду, нужно ездить без дорожных происшествий, стабильно страховать свою автогражданскую ответственность ежегодно, без перерывов и обязательно в договорах с ограниченным количеством участников (ограниченный полис).

КБМ при досрочном расторжении договора ОСАГО

Нередко бывают случаи, когда страхователи расторгают договора ОСАГО до окончания его срока действия, то есть досрочно. Чаще всего это связано с продажами транспорта. За неиспользованный срок действия полиса можно получить возврат денежных средств.

Однако при этом досрочном расторжении полиса, по которому не было страховых случаев по вине страхователя, водитель и собственник лишаются скидки, которая могла бы увеличиться. Это случается даже если расторжение было произведено за несколько дней до окончания ОСАГО.

При приобретении нового договора к его участникам применяется тот КБМ, который был установлен на начало досрочно оконченного договора.

Восстановление КБМ

Если вдруг после нескольких лет вождения автотранспорта вы обнаружили, что ваши скидки пропали, а коэффициент Бонус-Малус вернулся на своё начальное значение (единица), то следует действовать в направлении его восстановления. Стоит написать заявление о восстановлении КБМ в произвольной форме, обязательно письменно.

Заявление можно оставить в офисе страховщика, у которого вы страховались или обратиться непосредственно в РСА. Как правило, на практике, об этом узнают водители в момент заключения следующего договора.

Поэтому им приходится расплачиваться за покупку полиса без учёта скидки, а после восстановления КБМ, разница денег возвращается на  банковскую карту водителю.

Когда внедрили АИC PСА, то в базу внесли все данные об автомобилях, их владельцах, водителях, страховых выплатах и обо всех заключенных договорах ОСАГО за 2011-2012 годы, но система не совершенна.

Примерно тридцать страховых компаний, которые ушли с рынка страхования по разным причинам, не отправили данные в АИС. К сожалению, восстановлению потерянные данные не подлежат.

Все водители, которые заключали договора в тех ушедших компаниях, потеряли свои скидки и вернулись к КБМ равному единице.

Заключение

Как показывает практика, покупка обязательного полиса ОСАГО – это существенная статья расходов каждой семьи автолюбителей. Поэтому каждый страховщик озабочен вопросом: «Как рассчитать КБМ ОСАГО?» и получением скидки. Особенно неприятно, когда теряется максимальная скидка.

Но такие случаи нередки. Причём «справедливость» редко торжествует, так как руководство РСА придерживается мнения, что их данные самые верные. Бывали прецеденты, когда водители брали специальные «справки о безаварийности» у своих страховщиков для восстановления своего КБМ, но РСА им отказывал.

Уважаемый журнал «Комерсантъ Деньги» (выпуск 21 от 03 июня 2013 г., страница 60) печатал интервью с П. Буниным. Отвечая на вопрос об спорных вопросах касаемо восстановления КБМ, он говорил, что цена полиса будет рассчитываться исходя из базы РСА. Иначе мы породим рынок поддельных справок.

Фальшивку сделать очень просто.

С потерями КБМ сталкивается каждый третий водитель, об этом говорит статистика. Интересная ситуация складывается: очень редко теряется повышающий коэффициент, и достаточно часто слетает понижающий бонус.

Поэтому каждый год, когда приходит страховаться, каждый водитель чувствует себя игроком в русскую рулетку: посчастливится или нет. Предварительная проверка КБМ может помочь приготовиться к страхованию.

Пожалуйста, оцените статью!(5

Источник: https://AutoiZakon.ru/strahovanie/raschyot-koeffitsienta-bonus-malus

Когда обнуляется КБМ (коэффициент бонус-малус) в 2019 году, если год не страховал ОСАГО?

5/5 (2)

Не все собственники автомобилей понимают, как рассчитывается ОСАГО, и по какой причине одни должны платить больше, а другие – меньше. Подсчет величины премии по ОСАГО в нынешнее время осуществляется на основании базовой ставки и поправочных коэффициентов.

Одним из факторов, которые влияют на сумму премии в рамках автогражданской ответственности, является коэффициент бонус-малус (КБМ).

Этот показатель способствует стимулированию застрахованных собственников автомобилей к аккуратному вождению, а для страховщиков – это шанс уменьшения трат на возмещение ущерба.

Плюсом для страховой организации является то, что выплаты фирмы уменьшатся, а если застрахованный гражданин часто попадает в аварии, то это дополнительный доход.

Обратите внимание

Это объясняется тем, что такой коэффициент может увеличить стоимость страхового полиса в несколько раз, а это дополнительный доход для страховщика, который он может переправить на возмещение убытков.

Понятно, что водителю неприятно, когда «сгорает» коэффициент бонус-малус, так как из-за этого сумма предстоящей выплаты за новый срок полиса увеличивается. Часто такие случаи происходят из-за технических ошибок в сведениях, которые хранятся в Российском союзе автостраховщиков.

Обратите внимание! В такой ситуации сначала следует обратиться в страховую компанию и осведомиться об истинной причине обнуления. В некоторых случаях во время продления полиса ОСАГО коэффициент бонус-малус сгорает по той причине, что застрахованное лицо попало в аварию.

Кроме того, стандартная опечатка при внесении сведений об автомобилисте может быть причиной.

Когда применяется КБМ

Если владелец автомобиля впервые в этом году купил полис автогражданской ответственности, то с момента старта его действия он не завладел скидками или регрессом по отношению к стоимости страхования. При перерыве в договоре страхования КБМ также не окажет влияния на цену полиса, так как он подлежит обнулению.

Появляется вопрос, когда КБМ применим к полису ОСАГО. Показатели, влияющие на цену полиса, подсчитываются исходя из информации о самом владельце авто и его транспортном средстве.

То есть на величину премии при покупке полиса влияет стаж водителя, технические характеристики транспортного средства и другая информация, зафиксированная в законодательстве.

На такие показатели владелец авто собственным вождением оказать влияние не может. Единственное, что имеет связь с ценой полиса и самим собственником машины, это коэффициент бонус-малус.

Источник: https://potreb-prava.com/avtotransport/kogda-obnulyaetsya-kbm-koefficient-bonus-malus-v-2019-godu-esli-god-ne-straxoval-osago.html

Как рассчитать ОСАГО самостоятельно в 2019 году

В России каждый автомобилист обязан ежегодно покупать полис ОСАГО. Без этой страховки ездить запрещено согласно законодательству. Конечно, владельца авто не может не волновать ее стоимость, и в этом вопросе государство идет навстречу гражданам.

Читайте также:  Страхование путешественников от zetta страхование 2019: отзывы, стоимость медицинской страховки для визы и выезда за границу

Цена базового полиса, хотя и зависит от региона, в целом по стране примерно одинакова. А вот дальнейший расчет стоимости происходит по формуле со многими переменными. Попробуем разобраться, как рассчитать ОСАГО самостоятельно в 2019 году.

Это несложно, если знать, как правильно учесть все составляющие.

Осаго – что это

Аббревиатура ОСАГО расшифровывается просто: обязательное страхование автогражданской ответственности. Если быть точнее — ответственности автовладельцев перед третьими лицами.

Тарифы устанавливает государство, а за отсутствие полиса штрафуют владельца ТС.

Договорные отношения регулируются Федеральным законом №40-ФЗ от 25.04.02 г.

Страхователь имеет возможность оформить полис на ограниченное и неограниченное (до пяти человек) число допущенных к управлению машиной лиц. Срок действия страховки может быть от трех месяцев до одного года.

Причем договор может составляться с учетом периода использования транспортного средства. При желании возможно получить электронный полис.

Факторы, влияющие на стоимость полиса

Прежде чем разбираться с расчетами, необходимо понять, что влияет на стоимость страховки.

Каждый страховщик определяет собственную цену в границах базового тарифа, который зависит от типа ТС и статуса владельца, по методике, разработанной и утвержденной Центробанком.

Информацию о предельных ставках базовых тарифов и коэффициентах, структуре и порядке их применения можно найти в Указании Банка России №3604-У от 20.03.15 г.

Важно

То есть все без исключения российские страховые компании (СК) вычисляют сумму страховки по единой формуле с использованием одних и тех же переменных коэффициентов.

Часть из них изменяется в зависимости от следующих показателей – возраста, водительского стажа, безаварийности и типа ТС страхователя. Таким образом, учитывается индивидуальный подход, но в установленных законом рамках.

Однако очень часто точный расчет стоимости полиса становится известен только в момент заключения договора.

Информация о каждом договоре вносится в Автоматизированную информационную систему (АИС) Российского союза автостраховщиков (РСА) и должна использоваться для получения сведений о предыдущем периоде страхования. При этом иногда значения коэффициентов утрачиваются либо учитываются неверно.

Коэффициенты и формула расчета

Формула расчета страховки для авто включает установленный государством базовый тариф и дополнительные коэффициенты, способные существенно повлиять на стоимость. Всего используется восемь коэффициентов:

  • Территориальный (КТ).
  • Бонус-малус (КБМ).
  • Возраст-стаж (КВС).
  • Мощности (КМ).
  • Сезонности (КС).
  • Ограничивающий (КО).
  • Нарушений (КН).
  • Периода страхования (КП).

А формула выглядит как произведение базового тарифа (ТБ) на каждый представленный выше коэффициент ОСАГО.

Как определить КТ

Территориальный коэффициент определяется исходя из осредненных показателей аварийности по месту жительства автомобилиста (прописки для физических лиц) или регистрации ТС (для юридических). Это закреплено в ст. 9 40 закона.

Наибольшие значения получаются в регионах, где интенсивность движения или плотность ТС на единицу площади выше. Особенно в мегаполисах. Страховщики справедливо полагают, что вероятность ДТП, аварийность, соответственно, и риски там должны быть выше. Поэтому КТ не может оставаться фиксированным и имеет тенденцию к росту с увеличением доходов населения.

Таблица территориальных коэффициентов не менялась с 2015 года, а найти данные по своему региону можно в Приложении 2 к Указаниям ЦБ, о котором мы уже упомянули. Значение КТ меняется от 0,6 до 2,1, и цены на страховку автомобиля от его величины очень зависят.

От чего зависит КБМ

Страховщики используют систему коэффициентов, стимулирующих к снижению рисков возникновения страховых случаев. Бонус-малус в переводе с латыни – «хороший-плохой». Речь идет о профессиональной характеристике водителя, которую с некоторой долей натяжки можно определить по числу совершенных ДТП и обращений за страховыми выплатами.

Водителю условно присваивается один из 12 классов, начиная с третьего (КБМ=1). Чем безопаснее он ездит, тем выгоднее для него страховой полис на машину. Коэффициент снижает стоимость ОСАГО на 5% за каждый безаварийный год (но не более чем на 50% в конечном итоге). При этом есть три класса, которые, напротив, увеличивают цену страховки.

Получить данные о своем КБМ можно с помощью базы АИС, куда вносить данные обязаны все СК (ст. 30 закона №40), или у страховщика.

Как определить КВС

Чем моложе водитель и меньше его стаж вождения, тем риск страхового случая выше и, соответственно, дороже обойдется полис. При этом используется КВС, значение которого может изменяться от 1 до 1,8. Чтобы правильно посчитать автостраховку ОСАГО, нужно выбрать подходящую возрастную группу:

  • до 23 лет со стажем менее 3 лет – 1,8;
  • старше 23 лет со стажем до 3 лет – 1,7;
  • 22 года и менее со стажем более 3 лет – 1,6;
  • старше 23 лет со стажем более 3 лет – 1.

Начало стажа определяется датой первой выдачи водительского удостоверения (считается с 18 лет, когда разрешается допуск к управлению авто). При замене ВУ стаж переносится в новый документ. Но если открывается новая категория, отсчет стажа по ней начинается по-новому. Это тоже очень вариативный и важный коэффициент.

Расчет КО

Показатель числа допущенных к управлению лиц имеет всего два варианта:

  • ограниченный круг лиц;
  • неограниченный.

В первом случае КО равен 1, а во втором – 1.8. Для физических лиц это чаще 1, а для юридических – почти всегда 1,8.

Расчет КМ

Весьма интересный подход у страховщиков к влиянию мощности силовой установки ТС на оценку рисков.

Они напрямую связывают число лошадиных сил под капотом с вероятностью возникновения страховых случаев. Чем мощнее автомобиль, тем у водителя больше вероятность попасть в ДТП.

Отсюда выше коэффициент и, соответственно, дороже полис. КМ изменяется по пяти градациям мощности в лошадиных силах:

  • до 50 включительно – 0,6;
  • от 50 до 70 – 1;
  • до 100 – 1,1;
  • до 120 – 1,2;
  • до 150 – 1,4;
  • свыше 150 – 1,6.

Данные о силе «пламенного» или электрического «сердца» своего ТС легко найти в ПТС или СТС. Если информация указана в кВт, значение нужно умножить на 1,36. Естественная убыль вследствие износа в расчет не берется.

Применение КС

Данный показатель относится к понижающим коэффициентам ОСАГО и отражает период (сезон), в течение которого планируется активно эксплуатировать ТС. За единицу КС принимается, если полис оформляется на десять месяцев и более. Чем меньше срок, тем невыгоднее будет коэффициент. Но пропорции здесь не соблюдены:

  • 9 месяцев – 0,95;
  • 8 месяцев – 0,9:
  • 7 месяцев – 0,8;
  • 6 месяцев – 0,7;
  • 5 месяцев – 0,65;
  • 4 месяца – 0,6;
  • 3 месяца (разрешенный минимум) – 0,5.

Сэкономить на страховке можно, лишь когда точно известно, что машина в конкретный период не понадобится.

Как рассчитать КН

Коэффициент нарушений – показатель, отражающий наличие грубых нарушений как договора, так и правил вождения. Это подушка безопасности для страховщиков, позволяющая ограничить риски.

https://www.youtube.com/watch?v=cp_y-7R6f9M

Если данный коэффициент применим, его значение равно 1,5. А использовать его СК может при заключении следующего договора, когда клиент:

  • Обманул СК, предоставив неправдивые сведения.
  • Умышленно содействовал наступлению страхового случая или исказил факты, чтобы увеличить размер выплаты.
  • Причинил вред при обстоятельствах, способных повлечь регрессивные требования.

Последнее может быть связано с:

  • умышленным причинением ущерба здоровью/жизни потерпевшего;
  • вредом, нанесенным в состоянии опьянения;
  • уроном, нанесенным лицом без права управления ТС или не включенным в полис ОСАГО;
  • оставлением места ДТП;
  • нарушениями условий договора в предыдущий страховой период.

Одним словом, это своего рода защита от недобросовестных клиентов.

Учет коэффициента срока страхования

Бывают в жизни обстоятельства, когда страховка нужна буквально на несколько дней. Наше законодательство предоставляет такую возможность. Однако не всем и не всегда.

В ст.10 Закона «Об ОСАГО» говорится, что собственники зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых в нашей стране ТС имеют право заключить договор на сокращенный до пяти суток срок. Там же отмечено, что владелец ТС может заключить страховой договор на период не более 20 дней, если он следует к месту:

  • регистрации после получения ТС в собственность;
  • проведения технического осмотра (ТО).

В этом случае значение коэффициента определяется в зависимости от указанного в страховке срока:

  • до 15 дней – 0,2;
  • до 1 месяца – 0,3;
  • до 2 месяцев – 0,4;
  • до 3 месяцев – 0,5.

Как самостоятельно рассчитать стоимость полиса

Теперь рассмотрим, как считается страховка в 2019 году. Формулу расчета мы представили выше. Результат не всегда бывает стопроцентно точным, но примерную стоимость полиса все же узнать можно. Причем такой вариант лучше, чем оналйн-калькулятор, который не может в полной мере учесть индивидуальные характеристики водителя.

Таблица базовых тарифов на 2019 год

Если все остальные производные формулы – величины более-менее четко определяемые, то базовый тариф корректируется в зависимости от инфляционных ожиданий. Каждая СК выбирает базовую ставку в пределах коридора, ограниченного ЦБ. Отсюда и разница в стоимости полисов в разных компаниях.

В Приложении 1 к Указаниям ЦБ №3604-У содержится таблица, в которой отражены минимальные и максимальные значения ТБ для различных видов ТС, категорий их собственников и так далее. Кстати, эти цифры не не менялись три последних года.

Пример расчета

Рассмотрим пример, взятый из реальной жизни. Собственник ВАЗ седьмой модели проживает в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). Итак, начнем с базовой ставки. Для уверенности возьмем максимальную – 4118 руб.

Умножим на территориальный коэффициент 1,4 и на КВС=1 (стаж большой, возраст – за тридцать лет), затем – на КБМ= 0,5 (за тринадцать лет вождения ни одного ДТП, класс – 13).

Кстати, бонус-малус можно уточнить на сайте РСА. Нарушений у водителя не было, страхуется он один и на целый год, поэтому КН и КС=1. Затем учтем мощность авто – КМ=1,1. В остатке 3170 руб. 86 копеек.

Столько для этого автолюбителя будет стоить полис в 2019 году.

Об онлайн-калькуляторах

Прикинуть цену полиса можно с помощью онлайн-калькулятора. Такие сервисы имеются на сайтах СК, РСА и на многих сторонних ресурсах. Работать с ними несколько проще, особенно когда под рукой нет таблиц со значениями базовых ставок и коэффициентов.

С другой стороны, все равно придется указывать массу данных – персональных, о месте проживания и регистрации, возрасте, мощности ТС и так далее, иначе расчет будет неверным. Одним словом, это вариант для ленивых. Беда в том, что с принципами расчета он ознакомиться не позволяет.

Как сэкономить на ОСАГО

Разумеется, имеет смысл научиться экономить на страховке. Однако придется учиться не только этому. Да, можно выбрать страховщика, обещающего самую низкую базовую ставку. Полис можно оформить в соседнем регионе или селе, где территориальный коэффициент ниже. Лучше сразу регистрировать машину там.

Но самая большая экономия получается за счет безаварийности. То есть надо научиться аккуратному вождению с неукоснительным соблюдением ПДД.

Заключение

Итак, рассчитать страховку ОСАГО на автомобиль самостоятельно несложно. Если вникнуть в смысл упомянутых нами документов и коэффициентов, то становится ясно следующее:

  1. Упорядочить подсчет КБМ помогает РСА.
  2. За учетом других коэффициентов необходимо следить лично. Не нужно стесняться задавать страховщикам неудобные вопросы.
  3. Чтобы сэкономить, страховку следует приобретать на год, регистрировать машину не в мегаполисе, а где-нибудь рядом. И главное – соблюдать ПДД.

Как рассчитать стоимость ОСАГО самостоятельно: Видео

Источник: https://1avtoyurist.ru/straxovanie/osago/kak-rasschitat-osago.html

Стоимость ОСАГО в 2019 — Колеса.ру

Последние полгода обсуждается новая реформа ОСАГО. Собрали для вас главные новшества, которые ожидают автомобилистов, и лайфхаки, которые позволят быть готовыми к изменениям.

Читайте также:  Медицинская страховка для шенгенской визы: сравнить цены и какая самая дешевая в 2019 году

Основная цель предстоящей реформы ОСАГО — дать возможность страховым компаниям предлагать индивидуальные тарифы для каждого водителя, основываясь на его страховой истории.

В перспективе эти изменения могут стать очень выгодными для автолюбителей, ведь аккуратные водители станут платить за ОСАГО значительно меньше. Однако реформа проходит в несколько этапов, и некоторые из изменений поначалу могут неприятно удивить.

Возможно, это заметили не все, но уже с сентября 2018 года по новым правилам оформляются электронные полисы ОСАГО: теперь договор начинает действовать не ранее чем через 3 дня после дня оформления. Водители, которые привыкли оформлять полис онлайн буквально за день до окончания предыдущего, сталкиваются с проблемой — система не позволяет оформить полис с завтрашнего числа.

Что делать в этом случае?

  • Оформить полис по новым правилам и отложить поездки на 3 дня;
  • Оформить ОСАГО в офисе страховой компании;
  • Планировать оформление следующего полиса заранее — это можно сделать за 60 дней до окончания предыдущего.

Кстати, в это же время в силу вступили новые технические требования к сканам документов, которые клиент загружает на сайт страховщика; правило о том, что на один номер телефона может быть зарегистрирован только один личный кабинет; а также определены случаи, когда электронный договор ОСАГО может заключаться через сайт РСА.

На 2019 год запланировано еще несколько серьезных изменений в автостраховании, касающихся тарификации и механизма расчета стоимости полисов. Предполагается, что ряд из них вступит в силу уже в первом полугодии 2019 года.

По привычной всем схеме стоимость обязательного автострахования рассчитывается по базовому тарифу (диапазон которого составляет сейчас 3432–4118 рублей), а на конечную цену полиса влияют: стаж и возраст водителя, (КБМ) коэффициент бонус-малус, мощность двигателя, регион регистрации и период использования ТС.

Центробанк предложил расширить базовый тариф для легковых автомобилей физических лиц на 20% в обе стороны — он составит от 2746 до 4942 рублей. Для мотоциклистов и юридических лиц показатели базового тарифа просто снизятся — на 10,9% и 5,7% соответственно.

Во-первых, он будет рассчитываться на год, а во-вторых, теперь можно будет иметь только один КБМ.

Если в базе данных Российского союза автостраховщиков у пользователя указано несколько значений КБМ (как у водителя и как у владельца транспортного средства), то в 2019 году ему оставят только одно — причем наименьшее из них. По планам Центробанка эти изменения могут вступить в силу уже в первом полугодии 2019 года.

Новые коэффициенты страховых тарифов

Коэффициенты страховых тарифов теперь будут рассчитываться исходя из больших градаций возраста и опыта водителей.

Совет

Предусмотрено целых 50 категорий, которые присвоят автолюбителям исходя из этих показателей.

Для опытных водителей старшего возраста коэффициент будет снижен, а для молодых и неопытных — повышен до 4,5%. Такая классификация позволит применять к каждому водителю индивидуальный подход.

Следующим этапом реформирования может стать разрешение для страховщиков устанавливать собственные тарифы на ОСАГО в пределах 30-40% в обе стороны (итоговая стоимость при этом не должна будет превышать установленный тарифный максимум более чем в 3 раза).

В этом случае компании смогут как повышать, так и снижать тарифы на ОСАГО, стараясь предложить клиентам наиболее привлекательные цены.

Однако сроки введения этих изменений пока сложно назвать, хотя именно они, возможно, сделают тарифы ОСАГО более привлекательными.

Можно ли сэкономить на ОСАГО в новом году?

Как говорится, предупрежден — значит, вооружен. Может быть, сэкономить не получится, но информация о грядущих изменениях позволит не потратить лишнего.

Во-первых, рекомендуем внимательно ознакомиться с сутью изменений, когда они вступят в сил — это позволит понять, как они отразятся на стоимости полиса в каждой конкретной ситуации.

Во-вторых, проверьте свой КБМ: если их два, то новый полис будет рассчитан по наименьшему. Сделать это можно на сайте РСА.

Обратите внимание

В-третьих, вы можете не дожидаться изменений и продлить полис ОСАГО прямо сейчас. Это могут сделать все, у кого до конца полиса осталось чуть больше 2 месяцев (напоминаем, что продлять ОСАГО можно за 60 дней до окончания действующего полиса).

Это позволит потратить на страховку именно ту сумму, на которую вы рассчитывали, и даст вам запас времени на то, чтобы разобраться со всеми изменениями до оформления следующего полиса. Удачи на дорогах!

Оформляйте ОСАГО у надежных партнеров. Рассчитайте свой полис в «Росгосстрах».

Источник: https://www.kolesa.ru/article/novye-vremena-skolko-budet-stoit-osago-v-2019

Осаго 2019: новый квс и кбм

ОСАГО в 2019 году привяжут к водителю. Оцените, сколько будет стоить полис для вас лично.

Российских автомобилистов ждет самая серьезная реформа ОСАГО за все время его существования. Территориальный коэффициент и коэффициент мощности предлагают отменить, а вместо этого — рассчитывать персональный коэффициент для каждого водителя по отдельности. Молодым и неопытным полис обойдется дороже, а опытным и аккуратным — дешевле.

В Государственной думе и Совете Федерации прошли слушания по поводу реформы, которую предлагают провести Центральный банк и Министерство финансов. В итоге одни будут платить за страховой полис больше, другие — меньше.

Ситуация, когда аккуратный и соблюдающий правила дорожного движения водитель платит в три раза больше алкоголика, который не привык себя хоть в чем-либо ограничивать, поражает воображение масштабами несправедливости и неадекватности существующей формулы расчета цены полиса.

Взаимосвязь между тяжестью и количеством нарушений правил и последствиями в виде аварий очевидна. Однако основная тяжесть тарифа ОСАГО ложится сегодня на аккуратных водителей.

Для того чтобы понять происходящее в сфере ОСАГО, надо вспомнить, что было полтора года назад. Именно тогда вступили в действие поправки к Закону об ОСАГО, которые установили приоритет так называемой натуральной формы возмещения — проще говоря, преимущество ремонта автомобиля перед денежной выплатой. Отличие ремонта от выплаты деньгами принципиальное.

Например, денежная выплата учитывает амортизацию стоимости запасных частей, в связи с чем почти всегда меньше, чем реальная стоимость ремонта. Если же ремонт осуществляет страховая компания по новым правилам, то используются только новые запасные части.

Новые правила привели к возрастанию расходов страховых компаний, и рынок движется к реальной убыточности ОСАГО.

Важно

Самым простым подходом, который можно применить в условиях возросших затрат на возмещение ущерба, является линейное повышение тарифа. Однако это вызывает серьезные протесты со стороны добропорядочных автомобилистов, которые ездят аккуратно, в аварии не попадают, а стоимость полиса для них постоянно растет.

Проведенный анализ аварийности показал, что таких адекватных водителей — 85%. Оставшиеся 15% ответственны за львиную долю всех аварий в нашей стране. Самые же отъявленные 5% совершают 50% аварий, и при этом стоимость полиса ОСАГО для ­маргиналов практически не отличается ­от сто­имости полиса для ответственного водителя.

Нетрудно догадаться, что их бесшабашное поведение оплачиваем мы все. ­И это несправедливо.

В других странах, где давно действует система, аналогичная нашему ОСАГО, используются различные способы, чтобы отделить плохих и, следовательно, рисковых водителей от хороших.

Основной вклад в такую оценку вносит история вождения, включая нарушения ПДД.

 Любому здравомыслящему человеку очевидно, что если водитель дважды попался за рулем в нетрезвом виде, значит он представляет повышенную угрозу на дороге по сравнению с тем водителем, который за десять лет ни разу не нарушил ПДД даже в мелочах.

В любом случае в зарубежном ОСАГО выполняется принцип: ездить в маргинальном стиле по дорогам, постоянно нарушая правила, - очень дорого. Страховка для таких странных людей стоит космических денег, которые жалко отдавать даже тем, у кого они есть.

Новые требования к оценке водителя для ОСАГО в 2019

В России начинается постепенный переход к подобному принципу формирования тарифа на полисы. Начало положат под занавес 2018 года, когда будет реформирован коэффициент «возраст-стаж» (КВС).

На текущий момент этот коэффициент не дает возможности детально оценить риски, создаваемые конкретным водителем, так как имеет всего четыре градации.

В новой шкале градации будут идти с 5‑процентным шагом, что даст несколько сотен различных вариантов.

Следующим шагом будет реформа коэффициента «бонус-малус» (КБМ).

Совет

Этот коэффициент предоставляет скидку за безава­рийную езду, однако если вы не покупали полис ОСАГО год (например, ездили по полису без ограничения числа водителей или просто продали машину), то КБМ сбрасывается до 1 — и весь ваш безаварийный стаж идет псу под хвост. После первого шага реформы КБМ не будет сбрасываться никогда, его привяжут к водителю, вся история всегда будет доступна для расчета стоимости полиса.

Здесь многих автомобилистов может ждать сюрприз. Дело в том, что при расчете КВС часто бывает, что стаж после замены водительского удостоверения… обнуляется. И опытный водитель, который намотал за баранкой не один десяток лет, с точки зрения страховщиков оказывается неопытным юнцом, который должен купить полис ОСАГО с серьезной наценкой.

КБМ сейчас является самым проблемным коэффициентом в ОСАГО. Именно его расчет и становится предметом большинства жалоб от страхователей. Как правило, страховые компании ошибаются в бóльшую сторону, цена полиса возрастает порой в два раза.

С учетом того, что в новой системе координат этот коэффициент будет играть одну из главных ролей, проверьте свой КБМ прямо сейчас и, если он не соответствует количеству тех аварий, в которых вы являлись виновником, немедленно пишите жалобу в Центральный банк, который произведет корректировку. Это в ваших интересах.

Какой у вас рейтинг в страховой?

Параллельно с изменением логики расчета КБМ и КВС будет расширен тарифный коридор — до 40% в каждую сторону. Если сейчас базовый тариф находится в вилке от 3432 до 4118 рублей, то в новом году она расширится: от 2746 до 4942 рублей.

Тарифный коридор — это механизм определения базовой ставки страхового тарифа самостоятельно страховой компанией по каждой категории транспортного средства и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства. Ранее был установлен тарифный коридор в 20%, что привело к снижению цен на полисы ОСАГО.

Однако первый этап реформы не затрагивает ключевого аспекта архитектуры ОСАГО. Полис по-прежнему выписывается на автомобиль, по-прежнему можно приобрести полис без ограничений, история нарушений ПДД конкретным водителем не может быть учтена, так как заменить страхователя или вообще купить полис без ограничения будет дешевле и проще.

Министерство финансов РФ предлагает пойти дальше и вместо страхования автомобиля заняться страхованием водителя. В этом случае становятся бессмысленными коэффициент мощности и территориальный коэффициент — их Минфин предлагает отменить. Взамен будет введен так называемый коэффициент нарушений, который будет представлять собой индивидуальный страховой рейтинг каждого конкретного водителя.

Сейчас, поскольку этот параметр не учитывается, складывается странная и несправедливая ситуация. Например, цена полиса ОСАГО для автомобилиста-москвича, который не нарушает ПДД, и для жителя, скажем, Севастополя, имеющего судимость по статье 264.1 УК РФ за повторное нахождение за рулем в нетрезвом виде, разнится в три раза. И если вы думаете, что крымчанин платит больше, то вы ошибаетесь.

Министерство финансов предлагает перейти к индивидуальному страховому тарифу. В этом случае отпадет необходимость государственного регулирования цены полиса ОСАГО, произойдет та самая либерализация этого вида страхования, о которой в последнее время много говорят. И, самое главное, тариф будет определять для себя сам водитель.

Хочешь дешевый полис? Набирайся опыта, избегай нарушений и аварий. Если же водитель постоянно нарушает ПДД, причем грубо, то есть позволяет себе выезд на встречку, движение на красный, вождение подшофе, то цена полиса для такого маргинала будет очень высока.

Полис ОСАГО, привязанный к человеку, а не к автомобилю, будет экономически стимулировать добропорядочное поведение на дороге. Ездить «как хочу» станет дорого не только из-за штрафов, но и по причине высокой цены на страховку.

Обратите внимание

Все эти изменения ждут нас в 2019 году: инициаторы обещают, что всё будет происходить постепенно и только после тщательной оценки последствий принимаемых решений. Впрочем, не стоит ждать этого волшебного момента. Зайдите на сайт РСА (Российский союз автостраховщиков) и заранее проверьте свои КБМ и КВС.

А вообще, перспектива радует. Водители, которые попадутся на серьезных нарушениях ПДД, станут платить за полис в несколько раз больше, чем те, кто на красный не ездит. Для России это непривычно, но в других странах к подобному давно привыкли и берегут честь смолоду. Ведь, если испортить свою водительскую историю всего лишь раз, расплачиваться придется много лет подряд.

Источник: http://chinacars24.ru/osago-2019-novyj-kvs-i-kbm/

Ссылка на основную публикацию