Жилищные субсидии для детей-сирот: условия и порядок получения по закону о жилье для сирот, социальное жилье, скидка на ЖКХ, как узнать очередь на получение жилья сиротам

Дети-сироты являются самой незащищенной категорией граждан. Государство осуществляет заботу о них, предусматривает различные виды социальной поддержки, в том числе предоставляет квартиры сиротам.

В данной статье рассмотрим подробно особенности получения жилья, порядок действий и основные требования для оформления такой льготы.

Содержание статьи:

Правовое регулирование предоставления жилья

Жилищные субсидии для детей-сирот: условия и порядок получения по закону о жилье для сирот, социальное жилье, скидка на ЖКХ, как узнать очередь на получение жилья сиротамЗаконодательная база по обеспечению жилыми помещениями сирот на 2019–2020 год представлена следующими документами: Жилищный Кодекс РФ (ст.109); ФЗ 159 (ст.8) и ФЗ 267 (о внесении изменений). Нормативные акты, отражающие порядок получения квартиры сиротой, дают определение статусу «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».

В случае если ребенок (до 18 лет) остался без родителей по причине их смерти, он признается сиротой.

Понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» возникает при наличии следующих обстоятельств у родителей:

  • утратили родительские права;
  • в случае пропажи родителей без вести (если факт официально подтвержден);
  • признаны недееспособными;
  • неизлечимо больны;
  • осуждены и отбывают наказание;
  • отказались от детей, которые находятся в социальных и других аналогичных учреждениях.

Важно! Закон предоставляет право на государственную поддержку только после официального признания ребенка сиротой.

Квартиры для детей сирот выделяются из жилищного фонда местного органа власти в соответствии с определенными требованиями:

  1. Жилье должно быть полноценным, обособленным. Недопустимо заселение данной категории граждан для проживания в помещения коммунального типа или комнаты.
  2. Соответствовать нормам санитарной оценки, оборудовано всеми коммуникациями (водопровод, отопление, освещение).
  3. Выдача квартир сиротам осуществляется в регионе по месту жительства.

Кроме того, квартира должна иметь нормативную площадь в зависимости от количества проживающих:

  • 36 кв. м. для проживания 1 человека;
  • 42 кв. м на двоих;
  • на троих и больше – 42 м. + 12 на каждого.

Порядок постановки на учет

Как получить квартиру сироте в 2020 году? Норма социальной поддержки в форме недвижимости гражданину со статусом «сирота» носит заявительный характер. Для постановки на учет необходимо подать заявление в отдел по социальной защите населения местной администрации, специалисту по опеке.

К нему прилагается:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • основание по полученному статусу;
  • данные на близких родственников – супруга, дети (при их наличии);
  • справка о том, что у заявителя отсутствует недвижимость.

Жилищные субсидии для детей-сирот: условия и порядок получения по закону о жилье для сирот, социальное жилье, скидка на ЖКХ, как узнать очередь на получение жилья сиротам

Законодательство определяет временной период, в течение которого необходимо подать документы для постановки в очередь на получение квартиры детям-сиротам. Такая возможность наступает с 14 лет и до 23 лет включительно. Право на получение льготы возникает в день совершеннолетия (18 лет) и сохраняется до момента полной его реализации, то есть до получения жилплощади.

Понятно, что четырнадцатилетний ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с задачей. Ответственность за его судьбу, за своевременную постановку в очередь ложится на взрослых: опекунов, руководителей детских домов, интернатов и прочих аналогичных учреждений.

Получить квартиру от государства сирота может при наличии следующих обстоятельств:

  • отсутствие собственного жилья у него и членов его семьи;
  • если есть документальное подтверждение факта о непригодности помещения для дальнейшего проживания;
  • если он или члены его семьи не имеют социального жилья по договору;
  • при наличии собственного помещения или договора социального найма, если среди членов семьи находится тяжело больной человек.

Если какой-либо из этих пунктов присутствует, отказать в получении жилья никто не сможет. Практика показывает, что программа работает и работает на отлично.

Очередь на квартиру сиротам формируется по общепринятому порядку. Органы опеки ежегодно формируют списки на основании поступивших документов.

Важно! В случае если у сироты прекращается российское гражданство, он исключается из списка.

Особенности получения жилья

Квартиры сиротам по закону выдаются на условиях социального найма по договору, который ограничен сроком действия на 5 лет. Эта мера направлена на исключение возможности продать объект, обменять или сдать в аренду. Она повышает надежность сохранения права пользования помещением именно сиротой. По истечении указанного времени недвижимость можно оформить в бессрочное пользование.

Дают квартиры сиротам по месту прописки.

Справка! Надзорным и контролирующим органом за соблюдением прав сирот представителями исполнительной власти является прокуратура. При возникновении разногласий и невозможности урегулировать их на уровне муниципалитета, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или суд.

Жилищные субсидии для детей-сирот: условия и порядок получения по закону о жилье для сирот, социальное жилье, скидка на ЖКХ, как узнать очередь на получение жилья сиротам

Может ли сирота получить квартиру после 23 лет? В том случае, если он своевременно подал заявление и был поставлен в очередь, ответ однозначный «да». Но если гражданин старше 23 лет и не состоит на учете, ему придется отстаивать свое право через суд. Результаты судебной практики показывают, что при наличии уважительных причин, которые нужно доказать в суде, получить жилье вполне возможно.

Какие квартиры дают сиротам? Региональные власти разрабатывают на местах специальные целевые программы для защиты интересов детей с учетом требований федерального законодательства.

Нередко на территориях муниципальных образований строятся новые отдельные многоэтажные дома для заселения таких жителей.

Сиротам положена отдельная квартира с учетом требований по санитарным и техническим характеристикам, которая позволяет после выхода граждан из социальных учреждений адаптироваться и начать самостоятельную и комфортную жизнь.

Часто возникает вопрос: можно ли получить вместо квартиры денежную компенсацию. Ответ однозначный – нет. Закон запрещает такой обмен.

Сиротам выдают квартиры без очереди. Они находятся под защитой государства.

Исполнительная власть должна быть гарантом исполнения обязательств государства по отношению к беззащитным детям–сиротам.

Выдача квартир детям-сиротам: как получить

Одной из самых социально незащищенных категорий населения являются дети, потерявшие родителей. Мерой поддержки со стороны государства является предоставление жилья детям-сиротам, ведь иначе они после детского дома окажутся просто на улице. С текущего года меняются правила такого предоставления. О том, в каком порядке это осуществляется, будет рассказано ниже.

Жилищные субсидии для детей-сирот: условия и порядок получения по закону о жилье для сирот, социальное жилье, скидка на ЖКХ, как узнать очередь на получение жилья сиротамКаких детей закон относит к лишенным родительской заботы?

Статус лишенного родительского попечения, исходя из положений современного законодательства, получают следующие категории детей, у которых родители:

  1. умерли;
  2. решением судебного органа признаны лишенными прав на воспитание ребенка;
  3. отбывают назначенное приговором суда наказание в колониях или тюрьмах;
  4. являются подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу и заключены под стражу в следственный изолятор;
  5. отнесены вступившим в законную силу решением суда к категории безвестно отсутствующих;
  6. попросту неизвестны;
  7. от законных обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка уклоняются;
  8. отказались от ребенка и оставили его в медицинском учреждении сразу после рождения или передали ребенка в детский дом впоследствии;
  9. объявлены умершими вступившим в законную силу решением судебного органа;
  10. настолько тяжело больны, что у них отсутствует возможность ухаживать за ребенком, воспитывать его и содержать;
  11. по решению судебного органа ограничены либо полностью лишены дееспособности.

В каком порядке происходит признание оставшимся без попечения родителей?

Для присвоения каждого из статусов необходимыми условиями являются отсутствие поддержки родителей (или иных родственников) и несовершеннолетие ребенка.

Для присвоения статуса сироты необходимо отсутствие обоих родителей.

Если один из родителей жив, но не может по каким-либо причинам осуществлять воспитание ребенка (например, находится в колонии по приговору суда), то такой несовершеннолетний гражданин признается не сиротой, а лишенным попечения родителей. У лишенных родительской опеки список льгот значительно уже, чем у сирот, так как у последних вообще никого нет.

ВНИМАНИЕ !!! Человек будет считаться лишенным попечения родителей либо до 18 лет, либо до окончания срока обучения, которое он проходит в высших учебных заведениях или образовательных организациях, дающих среднее специальное образование.

При достижении 23-летнего возраста, даже при продолжении обучения, человек теряет все льготы, закрепленные за ним законом, так как справедливо считается, что в подобном возрасте уже есть возможность обойтись без государственной поддержки.

Муниципальные органы выносят окончательное решение о признании ребенка лишенным родительской опеки, и именно на них возлагается оформление соответствующих документов.

Подтверждением сиротства будет надлежащим образом оформленное свидетельство.

Каковы общие требования по выделению жилых объектов недвижимости рассматриваемой категории детей?

В 2021 году правила выделения жилой недвижимости для рассматриваемой категории, существенно поменялся по сравнению с предыдущими годами. Это было связано с тем, что было много случаев мошенничества с недвижимыми объектами, выделенными сиротам.

Ранее сироты вправе были распоряжаться своей недвижимостью более свободно. Но проанализированная судебная практика показала, что слишком часто молодые люди, получившие жилье от государства, становились жертвами умелых мошенников.

Или же по своей воле продают переданное им жилое помещение и остаются на улице.

ВНИМАНИЕ !!! В настоящий момент жилая недвижимость, выделенная муниципалитетом, не становится собственностью сироты. По истечении 5-летнего использования жилой недвижимости с оставшимися без родительской заботы детьми будет заключен договор найма недвижимости.

В более раннем законодательстве предусматривалось, что жилое помещение выделялось сразу по выходе из детского дома. Сейчас лишенных родительского попечения ставят на учет для выделения жилплощади. Но делается это только при наличии фонда социального жилья у соответствующих муниципальных властей.

Если такой недвижимости в распоряжении муниципалитета не имеется, то выделение квартиры можно заменить предоставлением денежного сертификата. Такой сертификат имеет строго обозначенную цель его использования – приобретение жилой недвижимости.

Потратить эти денежные средства на свои прихоти не получиться.

ВАЖНО !!! До достижения 23-летнего возраста представитель данной категории должен быть поставлен для выделения социального жилья на соответствующий учет в местной администрации. При пропуске указанного выше срока он утрачивает данное право.

Читайте также:  Сколько стоит каско на основные модели уаз: патриот, пикап, карго, хантер и 469

Если же сирота успел встать на жилищный учет вовремя, то право на получения жилья по достижении 23-летнего возраста не пропадает.

Снять сироту с жилищного учета можно только в случае его смерти или при выделении недвижимости или сертификата на ее приобретение.

В более раннем законодательстве государство снимало с себя обязательство выделения жилья по достижении оставшимся без родительской опеки 23 лет.

В некоторых случаях сиротам остаются квартиры умерших родителей. Социальные органы защиты населения принимают меры к сохранению этой недвижимости за сиротой.

Запрещено выделять детям-сиротам комнаты в коммунальных квартирах. Жилое помещение должно быть изолированным.

В каких случаях жилье предоставлять не будут?

Государство обеспечивает жилыми помещениями только тех лиц, у которых нет в собственности другой недвижимости.

Если таковая недвижимость имеется, она соответствует санитарным правилам и нормативам по площади на человека, то сироты лишаются права на выделения социального жилья.

Лишенный родительской опеки должен либо пользоваться этим недвижимым объектом на условиях социального найма, либо владеть им как собственник. Гражданин, оставшийся без попечения родителей, обязательно должен быть прописан в этой недвижимости.

Однако закон устанавливает случаи, когда сирота все же вправе претендовать на получение жилья от муниципальных властей:

  • если недвижимый объект по каким-либо показателям непригоден для проживания в нем людей (сюда относится и аварийные дома, которые собираются сносить, а также дома с грубыми нарушениями санитарных норм);
  • если сам сирота болен тяжелым заболеванием, протекающим в хронической форме. Такое заболевание обязательно должно быть опасным для окружающих либо создающим для них существенные неудобства в пользовании жилым помещением;
  • если территории данного недвижимого объекта находится больной-хроник с опасным заболеванием;
  • если оставшийся без заботы ребенок в случае непредоставления социального жилья вынужден будет жить с родителями, которые в судебном порядке лишены родительских прав.

Каждое вышеперечисленное обстоятельство должно быть подкреплено весомыми документами.

Какие документы должен представить ребенок-сирота?

При постановке на государственный учет для выделения жилого помещения должны быть представлены следующие документы:

  • заявление с просьбой поставить на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения (в органы опеки и попечительства), а также аналогичное заявление, но только в муниципалитет;
  • документ, подтверждающий личность;
  • справка из деканата об обучении по соответствующим программам подготовки;
  • справки об отсутствии собственного недвижимого объекта;
  • справка о наличии постоянной работы;
  • справка о сиротстве;
  • справка, в которой перечисляются все члены семьи сироты;
  • свидетельство о заключении и расторжении брака.

Все эти документы должны быть представлены по достижении 18-летнего возраста. При заключении законного брака сирота признается полностью дееспособным и имеет право подать документы до достижения 18-летнего возраста. Если по какой-либо причине пропущен срок подачи документов, то есть не успели до достижения 23 лет, право на выделение квартиры утрачивается.

По решению суда, срок может быть восстановлен, но только в ограниченном количестве случаев:

  • сирота не знал о праве на социальное жилье;
  • не оказалось подходящей жилой недвижимости, и жилотделом был дан отказ;
  • находился на лечении в стационаре и не мог подать заявление;
  • не был собран весь пакет документов, и местная администрация заявила отказ.

После принятия всех документов, сотрудники местной администрации должны выдать оставшемуся без попечения родителей справку о постановке на учет для улучшения жилищных условий.

ВАЖНО !!! Сироту ставят на очередь в общем порядке, как и других нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В редких регионах на долю сирот выпадает выделение более чем 3 квартир в год. Причем состояние их часто не соответствует элементарным строительным и санитарным нормам.

Поэтому, перед подписанием договора социального найма, необходимо внимательно осмотреть выделяемое помещение. Если же договор подписан, то ничего не остается, как пользоваться выделенным объектом недвижимости.

Если помещение в неудовлетворительном состоянии, то ремонт должен производиться за счет местной администрации.

Какими еще льготами пользуются оставшиеся без родительской опеки дети?

  1. Льготы на медицинское обслуживание. Оно для сирот абсолютно бесплатное, включая дорогостоящие хирургические вмешательства. Единственное условие – эти медицинские процедуры должны быть необходимы по состоянию здоровья. Сюда же входит назначенное врачом санаторно-курортное лечение.

    Косметические процедуры и услуги пластического хирурга сюда не входят (исключение составляет реконструктивная хирургия, когда требуется вернуть жизненно важные функции или исправить тяжелые последствия травмы).

    Данные льготы действуют только до 18 лет, либо, при получении очного образования – до момента окончания высшего учебного заведения (но не более чем до 23 лет).

  2. Бесплатное образование, как среднее профессиональное, так и высшее.

    Другими мерами поддержки будут стипендия каждый месяц и единовременное пособие из трех стипендий. Также компенсируется стоимость учебных пособий.

ВНИМАНИЕ !!!Для подготовки к поступлению лишенные заботы родителей вправе рассчитывать на подготовительные курсы, проводимые для них на безвозмездной основе. Питание в столовой вуза или суза в период обучения бесплатное. Получения бесплатного образования возможно только однократно (т.е. 2-е высшее уже будет только на платной основе).

  1. Лишенный родительской заботы имеют право на освобождение от жилищно-коммунальных платежей. Эти льготы предоставляются только неработающим сиротам, которые учатся по очной форме. Если квартира полностью принадлежит лишенному родительской заботы, то он вообще за указанные услуги не оплачивает (скидка 100 %). При наличии совместной собственности, проживающие на одной территории с сиротой свою долю за жилищно-коммунальные услуги вносят полностью.

Кому положена жилищная субсидия и как ее рассчитать

Для многих граждан России сегодня актуален вопрос улучшения жилищных условий. Он касается жителей и малых городков и региональных центров. Государством разработано несколько программ помощи ряду категорий россиян, особенно остро в ней нуждающихся. Рассмотрим одну из них – субсидию на приобретение жилья, кому она может быть оказана и в каком порядке.

Финансовая поддержка из бюджета федерального или местного уровня определенным группам населения на покупку жилого помещения выражается в форме субсидии от государства. Помимо приобретения жилья существует субсидирование затрат на услуги ЖКХ.

Виды субсидий на жилье бывают:

Важным моментом является целевое назначение такого рода помощи и ограниченный срок для ее использования. Следует понимать, что государство выдает человеку сертификат с определенным номиналом и указанным сроком его реализации.

Это единовременная помощь и безвозмездная, без права обналичивания и только на покупку или строительство жилья в пределах установленных социальных норм.

То есть сертификат по своей стоимости перекрывает только метры площади из расчета по нормативам, свыше этого гражданин оплачивает самостоятельно.

Есть несколько вариантов использования жилищного сертификата:

  • как первый взнос за квартиру или дом при ипотечном кредитовании;
  • для погашения действующего ипотечного займа;
  • для паевого участия при строительстве нового жилья и вступления в ЖСК;
  • для улучшения жилищных условий с целью расширения имеющегося жилья, которое по своей площади меньше социальных нормативов.

Поскольку сумма по сертификату установлена в пределах норм на семью, то зачастую она не перекрывает потребности граждан, желающих иметь квартиру или дом больше. Но смысл государственной помощи и заключается лишь в том, чтобы обеспечить нуждающихся в достаточном количестве жилых метров. Поэтому претендентам на субсидию до момента получения сертификата нужно располагать:

  1. Собственным жильем, чтобы к моменту приобретения нового с добавлением государственных средств его продать.
  2. Финансовыми средствами, которые потребуется добавить к сертификату, чтобы выплатить полную стоимость приобретаемой квартиры.
  3. Оформленный ипотечный кредит на недостающую сумму.

После получения жилищного сертификата у его владельца есть полгода на реализацию своего права.

Если он не использован в течение этого срока, то придется повторно собирать все документы и обращаться за субсидией, и снова ожидать своей очереди.

Поэтому до момента получения лучше позаботиться о поиске подходящего жилья. Оно должно быть чистым с юридической стороны, т.е. не находиться в обременении, под залогом или арестом.

Ряд категорий, имеющих право на субсидирование покупки жилья, определены федеральными законодательными актами. Но основная масса сертификатов выдается за счет средств бюджетов территорий, и местные власти определяют перечень льготников, порядок оказания финансовой поддержки и использования выделяемых средств.

Перечислим группы граждан, которые вправе подать документы для постановки в очередь на получение государственной субсидии:

  • многодетные семьи с детьми до 18-летнего возраста (при условии обучения по очной форме в ВУЗе или нахождения по призыву на воинской службе возрастная планка устанавливается в 23 года);
  • вновь созданные семьи, где супругам еще не исполнилось 30 лет;
  • граждане, отнесенные к категории малоимущих, нуждающиеся в получении жилья;
  • военнослужащие, в том числе уволенные в запас;
  • работники на государственной службе и бюджетники;
  • специалисты, получившие соответствующее образование и переехавшие в сельскую местность для работы на сельхозпредприятиях;
  • лица, проработавшие более 15 лет в районах, приравненных к Крайнему Северу, в случае переезда в другие территории;
  • участники и инвалиды ВОВ, а также их семьи;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей или сиротами.

Все эти граждане могут обратиться за получением государственной помощи в форме жилищной субсидии, если на дату оформления заявления и предоставления документов они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Это значит, что жилое помещение, где они проживают, является:

  • меньшим по метражу из расчета норматива жилой площади на семью;
  • не отвечает установленным к жилью требованиям;
  • является помещением в общежитии или коммунальной квартире;
  • на данной площади в однокомнатной квартире проживают несколько семей в родственных отношениях (родители и взрослые дети с супругами).

Все эти нормы перечислены в региональных и федеральных нормативных документах, устанавливающих порядок выдачи субсидий на жилье.

Факты действий, направленных на предумышленное отнесение семьи к категории нуждающихся в жилье, подлежат проверке со стороны муниципальных властей. Это значит, что обмен помещения на меньшее и т.п.

с целью обращения за субсидией, лишает семью возможности встать в очередь на получение жилищного сертификата.

В период нахождения в очереди обстоятельства, влияющие на право получения субсидии, могут существенно измениться.

Например, переезд молодого специалиста из сельской местности в город, увольнение из организации бюджетной сферы.

В этом случае необходимо известить соответствующую комиссию, куда заявление было подано и рассмотрено, об этих изменениях. Тогда семья подлежит снятию с учета и сертификат не получит.

Величина субсидии рассматривается индивидуально и зависит от следующих моментов:

  • льготной категории, к которой отнесена семья, и количество человек в ее составе;
  • средней стоимости жилой площади, устанавленной государством для расчета размера субсидирования;
  • применения специальных коэффициентов для категорий льготников.

Отметим, что для городского жилья сумма по сертификату может составлять примерно 30%, чего вполне должно хватить на первый взнос по ипотеке или на расширение имеющегося жилья.

Для сельских жителей субсидия может занимать даже 60-70% от стоимости жилого помещения. Законодательство не ограничивает местные власти и дает возможность в конкретных случаях увеличивать размер выплаты.

Но здесь большое значение имеют обстоятельства в каждом случае и имеющиеся бюджетные средства на данные цели.

Поскольку установленные нормы площади для установления нуждаемости и расчета субсидии имеют решающую роль, то обозначим их. Они во всех регионах едины. В этой же таблице укажем коэффициент, который также зависит от размера семьи.

Количество граждан в семье, нуждающейся в субсидировании на приобретение или расширение жилья Норма жилой площади Коэффициент
Одиноко проживающий 36 0,6
2 человека 50 0,67
3 человека 70 0,65
4 человека 85 0,64
5 и более человек каждому члену семьи по 18 0,7

Норматив может быть применен в меньшем объеме, если у семьи льготника уже имеется в собственности жилое помещение, которое подлежит расширению.

Чтобы рассчитать размер субсидии, которая будет указана в сертификате, можно воспользоваться следующей формулой:

С = Н × Ст 1 кв.м. × К, где

  • С – размер субсидии,
  • Н – норма жилой площади, зависящая от размера семьи,
  • Ст 1 кв.м. –стоимость одного квадратного метра жилья, применяемая для расчета субсидии,
  • К – коэффициент, зависящий от размера семьи (указан в таблице выше).

Обе российские столицы занимают лидирующие места по количеству жилищной помощи на приобретение жилья. Однако региональные власти вправе ограничить применение сертификатов на строящиеся жилые дома, процент строительных работ в которых ниже определенного Департаментом жилищного строительства процента. Например, он составляет не менее 70% в Москве.

В 2021 году в этих городах и их областях смягчены требования для оказания субсидирования военнослужащим из других регионов. По своему желанию они могут получить жилье в Москве или Санкт-Петербурге на выгодных условиях.

Как уже упоминалось, порядок получения субсидирования устанавливается региональными законодательными актами. Поэтому предварительно следует уточнить, какие условия применяются в конкретном регионе. Затем претендент обращается в специализированный центр, где работает комиссия по вопросу предоставления жилищной субсидии, с заявлением и пакетом документов:

  • паспорт заявителя и документы личного характера всех членов семьи – паспорта или свидетельства о рождении (оригиналы и копии);
  • свидетельство о браке, если супруги официально зарегистрированы (с копией);
  • справка из жилищной компании о составе семьи;
  • документ о принадлежности к льготной категории для получения гос. помощи на покупку жилья (например, трудовая книжка и копия, заверенная работодателем);
  • правоустанавливающие документы или договор соцнайма на имеющуюся жилплощадь (с копией);
  • при наличии представляются документы о праве на дополнительные кв. метры площади (с копией);
  • копия лицевого счета.

Чаще всего такие комиссии работают при местных администрациях, и срок рассмотрения всех документов составляет примерно месяц. Если в ходе работы комиссии заявление одобряется, то семья подлежит постановке в очередь на получение жилищной субсидии. При отказе документы возвращаются заявителю с изложением причины отказа.

После получения сертификата семье дается полгода на использование суммы, указанной в нем. Она перечисляется на банковский счет получателя субсидии, а затем переводится продавцу.

Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

17 декабря 2019 13:50

  • Совещание
  • Вступительное слово Дмитрия Медведева
  • Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания
  • Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мы договаривались обсудить вопрос
обеспечения жильём детей-сирот. Эту тему мы обсуждали и в Правительстве, и с Алексеем Леонидовичем
Кудриным я тоже это обсуждал.

Проблема носит застарелый характер. Такие дети по разным
причинам остались без родителей, и очень часто, кроме как на государство, им рассчитывать не на
кого. Поэтому решения здесь нужно принимать. Вопрос в том, какие и за счёт
чего.

Нам предстоит в ближайшие годы обеспечить
жильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попечения
родителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. В
такую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет.
И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.

Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. В
последние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению.

Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов,
которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилых
помещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом.

C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжаться
таким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бывают
разные.

Мы также вносили изменения в законодательство, чтобы
упростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попечения
родителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в том
числе у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпы
стройки не очень высокие.

И есть специальная информационная система, в которой
можно прогнозировать потребность в таких новых
квартирах и планировать расходы.

Предоставление жилья сиротам –
это прежде всего обязательство регионов. Но с этим
обязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральный
центр софинансирует эти расходы из федерального бюджета.

На 2019 год это
приблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до
7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильём
около 25 тысяч детей-сирот.

По итогам этого года цифра вырастет приблизительно
на полторы тысячи – до 26,5.

Есть несколько
моментов, на которые надо обратить внимание.

Во-первых, это
неэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Если
брать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно две
трети федеральной субсидии.

Одни и те же регионы три года подряд не полностью
используют предоставленные деньги.

Надо разобраться, почему так происходит, и,
может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобы
деньги не простаивали, а пошли на эти цели.

Кроме того, регионы
могли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этот
вариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.

Во-вторых, качество
жилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.

В-третьих, длительные
очереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем не
менее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10
лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мне
тоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.

Наконец, есть и такая
проблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом варианте
возникло ещё в советские времена.

Надо посмотреть, каким образом его
модифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такого
рода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бывают
разные.

Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или остался
без попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовые
механизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируется
потом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, к
сожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё.
Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов и
интересов конкретного гражданина.

Давайте послушаем
предложения на эту тему.

Из
стенограммы:

Вопрос:
Сколько,
по данным на 1 декабря, детей-сирот старше 18 лет в очереди на жильё?

Т.Голикова:
280 тысяч – всего в очереди, из них 191 тысяча – это те, кто уже имеет право,
то есть им 18 лет и более.

Вопрос:
Какова динамика этого показателя за последний год? И ещё один вопрос. Премьер
говорил о модификации механизма предоставления жилья детям-сиротам. Какие ещё
возможные механизмы здесь могут использоваться?

Т.Голикова:
С учётом средств, которые мы выделяем, ежегодно на проблему обеспечения жильём
детей-сирот направляется порядка 35 млрд рублей. Два источника: Российская Федерация
и субъекты Российской Федерации. Ежегодно обеспечивается порядка 25 тысяч, в
этом году мы ожидаем 26,5 тысячи нуждающихся. В то же время и очередь
прирастает – 11,5–12,5 тысячи человек ежегодно.

С учётом этой
накопленной задолженности сейчас Премьер-министром принято решение, что мы
совместно с регионами должны принять шестилетнюю программу ликвидации полной
задолженности – вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовых
ресурсов. Источников также будет два.

Это дополнительные средства федерального
бюджета – ещё до совещания мы согласовали, что к 7,7 млрд рублей, которые
сейчас есть в бюджете на 2020 год, в рамках поправок будущего года будет
добавлено 2,3 млрд рублей, плюс в рамках подготовки этой шестилетней программы
наверняка сумма ещё будет дополнительно увеличена.

С другой стороны, мы
совместно с Минфином отработаем вариант привлечения свободных остатков
средств бюджетов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день именно
свободных остатков скопилось в объёме 2,6–2,7 трлн рублей.

Понятно, что почти
50% приходится на Москву, которая успешно решает эту проблему, но и в ряде
других субъектов, в которых имеется существенная задолженность, есть свободные
остатки, часть из которых могла бы быть направлена на решение этой проблемы.

Следующий момент в рамках этой шестилетней программы – это,
конечно, повышение ответственности регионов за исполнение их собственных
полномочий. Потому что полномочия по обеспечению жильём детей-сирот – это их
сфера компетенции.

Дмитрий Анатольевич дал поручение Счётной палате и иным
органам, которые занимаются контролем за исполнением законодательства, ещё раз
внимательнейшим образом посмотреть на то, как регионы страны планируют и
исполняют обязательства в отношении детей-сирот.

Что касается возможной модификации законодательства в этом
направлении, на совещании шла речь, и, собственно, это зафиксировано в
решениях, чтобы федеральные органы власти проработали вопросы, которые касаются
не только обеспечения жильём в рамках социального найма, но и возможности
предоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иных
компенсационных форм. Кроме того, принято решение, что шестилетняя программа и
последующая реализация обязательств перед детьми-сиротами будут зафиксированы в
программе «Жилище» с установкой соответствующих показателей для субъектов
Российской Федерации.

Принят новый порядок обеспечения жильем детей-сирот

После принятия
закона Правительство подготовит и утвердит для всех регионов единый
порядок учета детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Нередки ситуации, когда
дети-сироты не состоят на учете и только в судебном порядке могут решить вопрос
получения жилья. Потому принятым документом устанавливается возможность
законным представителям детей-сирот самостоятельно подавать заявления о включении детей в список.

Как пояснила Первый
заместитель Председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга
Окунева, законные представители детей-сирот смогут обращаться в соответствующие
органы власти для постановки на учет ребенка, нуждающегося в жилье.

«Если в течение трех
месяцев после исполнения ребенку четырнадцати лет законный представитель не ставит его на учет, органы опеки будут принимать меры к тому, чтобы ребенок был
поставлен на учет», — пояснила парламентарий.

Депутат также обратила
внимание на еще одну важную норму, согласно которой общее количество жилых
помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, в одном многоквартирном доме, устанавливается
законодательством субъекта РФ и при этом не может превышать 25% от общего количества
квартир в этом многоквартирном доме.

«В практике есть случаи,
когда органы власти субъектов РФ заселяют полностью дом детьми-сиротами. Это
дети, которые были в трудной жизненной ситуации, они не полностью
социализированы, и рядом с ними нет тех людей, которые могли бы им подсказать в той или иной жизненной ситуации», — отметила Ольга Окунева.

Кроме того, вносятся
изменения в законодательство, которые сократят сроки
приобретения жилья у физлиц путем проведения запроса предложений (в том числе в электронной форме).

 Парламентарий сказала, что сроки приобретения жилья сократятся
примерно в три раза.

«В то время, пока идут различные процедуры, физическое
лицо может принять решение, и квартира будет на каких‑то других условиях
продана.

В муниципальных образованиях не такой большой рынок жилья, и сокращение сроков при покупке жилья на вторичном рынке позволит более быстро
продвигаться очереди», — отметила она.

«Также в законе есть
норма – в случае непредвиденной ситуации с ребенком-сиротой, когда
ребенок-сирота в случае болезни, иных сложных обстоятельств уходит из жизни, а в его квартире проживает его семья, его семья будет иметь право на проживание в этой квартире, и никто не сможет их выселить», — рассказала Ольга Окунева.

Нормы закона вступят в силу с 1 января 2019 года.

Какой порядок предоставления жилья детям сиротам?

В России дети, по той или иной причине оставшиеся без родительского попечения, относятся к наиболее уязвимому слою населения. Обеспечение жильем детей-сирот — одна из приоритетных социальных задач государства.

Поскольку после ухода из детского дома большинство из них сталкивается с самой что ни на есть взрослой проблемой — где жить? Законодательством предусмотрен льготный порядок получения жилья детьми, оставшимися без попечительства родителями, сиротами и совершеннолетними до достижения ими 23 лет.

Условия для получения жилплощади сиротами

Чтобы получить жилую площадь на льготных условиях, недостаточно относится к одной из вышеозначенных категорий. Также необходимо одновременное соблюдение таких условий:

  1. Отсутствие у сироты закрепленной за ним жилой площади. Причем это касается и собственного жилья, и оформленного по договорам социального найма. Если за ребенком числится какое-то жилье, то получить другую квартиру он сможет только после представления неопровержимых доказательств о невозможности проживания в собственной жилплощади. К таким обстоятельствам относятся:
    • проживание родителей, лишенных прав на воспитание ребенка, или же лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями;
    • непригодное для проживания по санитарным и техническим нормам состояние жилья;
    • несоответствие метража установленной норме.
  2. Достижение совершеннолетия или наступление полной дееспособности до наступления 18 лет. К этому пункту могут вноситься региональные поправки.
  3. Окончание обучения в образовательном учреждении или организации социального обслуживания населения.

Как получить жилье сироте?

Чтобы попасть в перечень детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ребенок, проживающий без родительского попечения, должен составить и подать соответствующее заявление по завершении срока:

  1. Обучения в любом образовательном учреждении.
  2. Проживания в детском доме.
  3. Прохождения воинской службы.
  4. Отбывания срока в местах лишения свободы.

Из представляемых заявлений формируются специальные списки каждым субъектом федерации в отдельности. Очередность детей зависит от даты их рождения, а при совпадении — от даты вынесения решения о включении в очередь детей-сирот.

К заявлению прилагаются: справка о численности семьи, паспорт и свидетельства о рождении детей (при их наличии), а также документы, которые подтверждают:

  • место проживания и отсутствие жилой площади в собственности;
  • статус сироты;
  • факт вступления в брак;
  • окончание образовательного учреждения, прохождения службы в армии или пребывания в МЛС.

Данный перечень является приблизительным, поскольку каждый территориальный орган может потребовать дополнительно и другие документы. После рассмотрения заявления и приложенных документов представителями жилищной комиссии выносится решение о заключении с сиротой договора найма специализированного жилья. Только после решения жилищного вопроса, ребенок исключается из списка нуждающихся.

Жилье для сирот в 2015 году

До текущего периода льготное жилье детям-сиротам выдавалось вне очереди по договорам социального найма. Теперь же квартиры детям-сиротам с 2015 года предоставляются на срок 5 лет по договору найма специализированного жилья.

По прошествии этого периода квартира исключается из перечня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма.

Если же ответственной комиссией устанавливаются факты, подтверждающие необходимость оказания помощи сироте по преодолению непростой жизненной ситуации, договор на аренду специализированного жилья перезаключается еще раз на 5 лет. Пункт о внеочередном предоставлении собственности детям-сиротам с текущего года исключен.

Нововведения главным образом должны оградить детей, оставшихся без родительской опеки, от мошенничества со стороны заинтересованных лиц. Предоставляемые государством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом.

Качество социального жилья также должно улучшиться. Ранее были нередки случаи, когда сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года эта практика должна прекратиться, а выходцев из детских домов по законодательству должны заселять только в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания.

Одно из нововведений этого года: ранее, когда сироте исполнялось 23 года, он утрачивал право на получение льготных метров жилой площади. С этого года он может претендовать на жилье даже после исполнения 23 лет. Главное: ему надо стать на учет не позднее 23 лет. Если необходимые документы не будут поданы до этого возраста, то право на льготное жилье будет утрачено.

Что касается определения метража, положенного сироте, то никаких изменений по этому поводу законодательством не предусмотрено. Норма определяется каждым административным центром в отдельности. К примеру, для омских детей-сирот она составляет 33 м. кв. на одинокого человека.

Квартиры детям-сиротам в 2015 году, как и в прошлые периоды, полагаются только при наличии у них российского гражданства. Иностранные подданные и лица без гражданства не могут получить социальное жилье на льготных условиях.

Предоставление квартир детям-сиротам и оставшимся без родительской опеки, не сможет восполнить недостаток родительского внимания. Однако обеспеченность квадратными метрами позволит этим детям войти во взрослую жизнь, имея надежный тыл в виде отдельного, хорошо обустроенного жилья.

Ссылка на основную публикацию